Техники шиноби подразделяются на три общих типа:

Ниндзютсу (Техника Ниндзя)
Тайдзютсу (Техника рукопашного боя)
Гендзютсу (Техника Иллюзий)

Каждая техника подразумевает расход чакры - начиная от базовых техник, вроде Bunshin no Jutsu  и заканчивая сильнейшими и сложнейшими техниками. И каждая техника нинздютсу или гендзютсу подразумевает ряд действий для осуществления. Это:
1)выделение требуемого количества чакры для техники.
2)концентрация чакры в определенной точке тела (ноге, руке, легких и т.д.), или усиление циркуляции во всем теле.
3)складывание печати
4)высвобождение (часто для высвобождения нужно назвать вслух название техники).

Печатей всего 12 - они складываются различными комбинациями сцепления рук для замыкания потока чакры в теле. 12 печатей носят названия 12-ти животных в Восточном Календаре - Тигр, Лошадь, Крыса, Змея и т.д. По большому счету, что чем больше печатей требуется для выполнения техники, тем она сложнее и сильнее, но это не всегда так. К примеру, Дейдаре требовалось только одной печати для активации своих сильных взрывных техник.
Обычно шиноби складывают печати двумя руками, только чрезвычайно опытные и талантливые могут делать печати одной рукой.

Ниндзютсу.
Это техники, в которых подразумевается различное манипулирование своей чакрой для достижения конкретного эффекта. Чаще всего шиноби становятся мастерами именно ниндзютсу.

Основные ниндзютсу - элементные, изучаются в сране, носящей название своего элемента. Шиноби легче выучить технику элемента, к которому он больше всего тяготеет.

Существует пять "стихий" - основных направленностей чакры шиноби - эти стихии и используются для  основных элементных техник в Странах. У каждого шиноби своя стихия, совершенно не зависящая от того, в какой стране он живет. Однако, шиноби тяготеет к использованию именно своего элемента, и именно его стихия вызывает у него меньше всего трудностей в изучении. Шиноби уровня джонина открывают в себе второстепенный элемент, и могут хорошо использовать оба. Только действительно гениальные шиноби (считая тех, что становятся каге) могут использовать все пять элементов, составляя из них сложные комбинации.

Стихии следующие (для их определения существуют особые тестовые бумажки, которые шиноби достаточно просто взять в руку:
Огонь (тестовая бумажка сгорает. основная направленность - атака. В основном это выдыхание потоков огня, которые, что понятно, наносят противнику урон от ожогов до испепеления в зависимости от уровня техники и концентрации чакры).
Молния (тестовая бумажка съеживается. основная направленность - поддержка и атака, любая техника Молнии парализует и шокирует противника. Также при большой концентрации чакры Элемент Молнии может пробить насквозь любую преграду).
Ветер (тестовая бумажка разрезается. основная направленность - атака и защита, ветер - это типично режущаяя стихия. многие жители Страны Ветра пропускают чакру через веера разных размеров, увеличивая площадь действия техник).
Вода (тестовая бумажка намокает. основная направленность - поддержка и защита, а на причинение урона. Элемент воды практически не имеет причиняющих урон техник, однако их использование может причинить противнику серьезные затруднения и утопить его).
Земля (тестовая бумажка сгнивает. основная направленность - защита. Среди Элемента Земли самое большое количество защитных техник.

Техники:
Катон - Элемент Огня
Суйтон - Элемент Воды
Райтон - Элемент Молнии
Фуутон - Элемент Ветра
Дотон - Элемент Земли

Каждая стихия так или иначе контактирует с другой стихией:

Огонь против Воды - равные техники=победа Воды, но техника Воды слабеет наполовину. Более сильная техника побеждает противоположный элемент, с защитой 1:2 Огонь против Воды.
Огонь против Ветра - более сильная техника Ветра задует Огонь. Более слабая - раздует его многократно сильнее. Ветер может поменять направление огненного потока, если техника рассчитана на такое.
Огонь против Молнии - в столкновении техники игнорируют действие друг друга - Молния проходит сквозь Огонь, и наоборот. Исключение составляют только магнитные щиты Молнии, отталкивающие Огонь.
Огонь против Земли - у Земли хорошая защита, но при большой силе техник Огонь прожигает даже ее.
Молния против Ветра - то же, что и с Огнем. Лишь особые техники Ветра и Молнии могут отвести атаку друг друга.
Молния против Воды - большая опасность для того, кто использует Воду - разряд электричества использует Воду как катализатор и проводник (так что коротнет пользователя Воды), и лишает ее ионных связей. Вода, которой чакра придает форму под воздействием Молнии эту форму теряет.
Молния против Земли - взаимная нейтрализация. Разряд уходит в Землю, теряя свои свойства, но и Земля теряет приданную ей чакрой форму, распадаясь на куски.
Ветер против Воды - условное равновесие. при небольшом количестве Воды ее попросту сдует и разнесет по большой площади. Однако если присутствует большой водоем, или создается больое количество воды - техники Ветра теряют эффективность.
Ветер против Земли - неэффективность. У Земли слишком хорошая защита от просто режущего урона Ветра.
Вода против Земли - Земля может защитить от мощного водного потока, но ненадолго - против большого количества воды Земля не особенно эффективна. Кроме того, Вода размывает Землю.

Также существует множество ниндзютсу, которые нельзя отнести ни к одной из этих стихий. Это могут быть клановые техники - уникальные, секретами которых можно овладеть, но которые тщательно обегрегаются. Или же техники, развитые посредством использования улучшенного генома - как и уникальные особенности организма, которые используются для техник (шаринган, бьякуган, "рты" Дейдары, или паучиная природа Кидомару), так и уникальные элементы, которые есть ни что иное, как комбинация двух стихий. (Элемент Льда=Ветер и Вода, Древесный Элемент=Вода и Земля). Естественно, только тот, кто принадлежит к кланам с улучшенным геномом или же носит в себе гены пользователя этих техник, способен ими овладеть, или же изобрести новые, испольующие уникальные гены).

Тайдзютсу
Не техника, а стиль боя, используемый шиноби. Каждый шиноби обязан владеть тайдзютсу, но не каждый становится Мастером. Тренировки имеют физическую направленность, для них не обязательно учиться контролю чакры, уделяя этому много внимания. На укрепление тела и оттачивание приемов тратится очень много времени и сил, хотя начальные тренировки просты - это может быть таскание ведер с водой на длинные лестницы или даже натирание полов с использованием постоянных повторяющихся движений в течение многих часов. Желающему освоить тайдзютсу приходится выполнять много упражнений и спортивного плана - отжимания, приседания, плавание, бег. Не всякий может это выдержать.
Но в результате  упорных тренировок Мастер тайдзютсу приобретает несокрушимое тело, потрясающую гибкость и грацию, и также скорость, за которой не всякий может уследить глазами.

Существует несколько наиболее известных стилей тайдзютсу.

Гокен (Твердая Рука) - используется абсолютно всеми ниндзя ( и не ниндзя тоже=))). Это стандартный силовой рукопашный бой. Некоторые шиноби усовершенствовали гокен, концентрируя в конечностях чакру для более сокрушительных ударов.

Ниндзя-медики сражаются особым стилем тайдзютсу, концентрируя чакру в руках и образуя и нее подобие скальпеля. Так они могут разрезать связки и внутренние органы противника.

Джуукен (Легкая Рука) - знаменитый стиль боя клана Хьюга, считается самым сильным тайдзютсу. Для носителя бьякугана, способного увидеть тенкетсу противника, несложно закрыть их или усилить ток через точку. даже легкого удара ладонью при Джуукене досточно, чтобы причинить противнику серьезный урон.

Суйкен (Пьяный Кулак) - некоторые шиноби страшны в пьяном виде. Особенно когда они используют этот стиль боя - неосознанно. Их движения точны и непредсказуемы, их скорость и сила очень велика. А если суйкен использует Мастер тайдзютсу - можно сразу накрываться белой простыней и ползти в сторону кладбища, если конечно, вы не ОЧЕНЬ сильный шиноби=))))

Гендзютсу
Гендзютсу считаются очень сложными для выполнения большинством шиноби, и это неудивительно, ведь гендзютсу есть не что иное как влияние током чакры в мозгу противника, и управление всеми его органами чувств, для создания правдоподобного образа или вызова чувств, угодных пользователю. Если иллюзии, меняющие обстановку, вызывающие страх или создающие образы, очень похожие на настоящие. Все зависит от мастерства и концентрации пользователя. Для многих гендзютсу также нужно складывать печати.
Для развеивания иллюзий существует несложна техника - Кай, или Снятие, которая прекращает ток чакры на мгновение, а затем возобновляет его. Но это не всегда срабатывает, все зависит от концентрации и умения цели и пользователя гендзютсу, это своего рода состязание между пользователем и целью. Также умение развеивать иллюзии может быть интуитивно - к примеру, Харуно Сакура может без особого труда видеть сквозь гендзютсу.
Также снять иллюзию помогает боль - мозговой импульс достаточно сильный, чтобы отвлечь на него органы чувств. И последний способ - прикосновение другого. Прикоснувшись к цели, ее товарищ вспустит в него новых ток чакры и развеет иллюзию.
Иллюзии шарингана не так-то просто снять с помощью обычного Кая. Они по-настоящему правдоподобны и на порядок сильнее обычных гендзютсу, тем более если пользователь предрасположен к их использованию, как, кпримеру, Учиха Итачи. Для создания мощного гендзютсу ему достаточно лишь одного пальца или взгляда.